Тяжела мантия, да с плеч не падает
5 декабря 2007 года

О том, кого берут в служители Фемиды и за что выгоняют, рассказали журналистам председатель Совета судей РТ Ильгиз Гилазов, зампредседателя Квалификационной коллегии судей РТ Марат Хайруллин и секретарь экзаменационной комиссии Радик Гильманов.

По наблюдению Гильманова, больше всего "проходных баллов" набирают бывшие помощники прокуроров, которые поддерживают обвинение в суде. Неплохо сдают экзамены адвокаты, а также помощники и секретари судей - дает о себе знать опыт участия в процессах.

В этом году изъявили желание сдать экзамен на судью 90 человек, а вытащили счастливый билет всего 38. Правда, бывают настолько упертые кандидаты в судьи, что готовы сдавать экзамен снова и снова. Одной претендентке на судейскую должность, вспоминает Гильманов, крупно повезло: второй раз попался тот же билет, который стал причиной первого провала. И нет чтобы промолчать! А она взяла и призналась, что "уже сдавала" этот билет. Комиссия расценила такую честность как следствие серьезного подхода к экзамену.

Большинство претендентов, по словам председателя Совета судей Ильгиза Гилазова, засыпаются на задаче, взятой из судебной практики.

- Вчера интересный случай был, - приводит он пример. - Условия задачки таковы: человека ударили битой в лицо, и он лишился глаза. Потерпевший просит взыскать с виновного компенсацию морального вреда в размере 1 миллиона рублей. Вопрос: сколько бы взыскал судья?

Вот уж действительно вопрос на засыпку! Ни в одном законе РФ нет прейскуранта морального вреда при потере того или иного органа. Мало дашь - истец будет жаловаться, много - ответчик.

- А вы сколько бы дали? - пытаюсь загнать Гилазова в ту же яму, которую он вырыл другим.

- Если бы я сейчас назвал конкретную сумму, а вы ее пропечатаете, это будет, с учетом моей должности, руководством к действию, - выкрутился он. - А готовых ответов нет. Нас в первую очередь интересует, как судья будет разрешать споры, какую меру наказания даст: жесткую или мягкую. Сможет ли взять на себя ответственность. Имеет значение даже то, как человек одет, как ходит, как смотрит. Мы всегда напоминаем: вы же собираетесь стать публичным человеком и должны говорить четко и ясно, чтобы люди не мучились с вами.

Но если даже и будут мучиться, то ничего уж тут не поделаешь - мантия судейская неприкосновенна и подать на судью в суд нельзя. Можно только накатать "телегу" в ККС РТ - своеобразный суд чести для служителей Фемиды. За последние два года туда поступило 647 жалоб граждан. Большинство - на грубое и систематическое нарушение процессуального закона и на незаконность судебных актов. Гражданам невдомек, что такие вопросы квалифколлегия не решает. Вот волокита, грубое, неэтичное и недостойное поведение судьи на работе и в быту - это тот размерчик! Правда, немалая часть жалоб сначала направляется на рассмотрение председателя того суда, где служит человек, на кого пришла жалоба, а уж председатель в зависимости от тяжести содеянного сам решает: вносить ли представление в ККС о досрочном прекращении полномочий провинившегося или ограничиться обсуждением и предупреждением.

Практика показывает, что "тяжесть содеянного" на местах обычно оценивается по минимуму. За последние два года Квалификационная коллегия наказала лишь троих судей. Мировой судья из Челнов и федеральный из Советского райсуда отделались предупреждением. А полномочия судьи Нижнекамского городского суда были досрочно прекращены. Причем трудился он на поприще правосудия почти 11 лет, а ушел без выходного пособия "за совершение дисциплинарного поступка, позорящего честь и достоинство судьи и умаляющего авторитет судебной власти", к тому же пытался рассудить гражданский процесс в пользу истца в лице своей супруги.

Если верить статистике, полномочия 19 служителей Фемиды в республике были прекращены добровольно. То есть все они ушли в почетную отставку, сохранив неприкосновенность и все привилегии.

- А бывает так, что коллегия, признав судью виновным, дает ему шанс и предлагает уволиться по собственному желанию? - поинтересовалась корреспондент "ВК" у Марата Хайруллина.

- Это полномочия председателя суда, - объяснил председатель ККС. - Мы в этой процедуре не участвуем. К нам поступает уже готовое ходатайство председателя либо о почетной отставке судьи, либо о прекращении полномочий. Мы его рассматриваем.

По закону служители Фемиды не должны отгораживать свои проблемы от простых смертных железным занавесом. Ибо сказано: "органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность гласно". То есть любой смертный может запросто прийти на заседание ККС РТ и послушать, как "судейское сообщество" устраивает головомойку своим провинившимся коллегам. Ведь, как говорит сатирик Семен Альтов, культурный человек должен быть в курсе чужих неприятностей.

- По принципу "что не запрещено, то разрешено": на присутствие любого гражданина Российской Федерации на заседании запрета как такового нет, - обрадовал было журналистов Марат Хайруллин, но тут же поставил на место: - Но если лицо, которое обсуждается, заявит ходатайство о рассмотрении его дисциплинарного дела в закрытом заседании, то ККС принимает мотивированное решение провести заседание тайно.

- И что, были случаи, когда "лицо" заявляло ходатайство о том, чтобы его плохое поведение обсуждалось в присутствии публики?

- Нет. Таких случаев не было. Но я думаю, никому из вас не будет отказано при желании присутствовать на заседании ККС.

А поскольку Хайруллин исчерпывающе объяснил, чье это должно быть желание, вопросов у журналистов больше не возникло.

Елена МЕЛЬНИК, "Вечерняя Казань"